ОЧЕРК

ОЧЕРК

О́ЧЕРК, разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа (и тем более от новеллы), отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики О. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях) и обладает большим познавательным разнообразием. О. может относиться и к литературе, и к публицистике.

О. часто бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте; таковы «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, очерки В. А. Гиляровского, К. Г. Паустовского, И. С. Соколова-Микитова, А. Т. Твардовского, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных эпох и мест России. Этот вид О. часто близок рассказу, хотя есть и другие формы художественного О.: О.-мемуары («Дневные звезды» О. Ф. Берггольц), путевой О. (напр., у Г. Гейне, К. Чапека, Ю. Смуула), лирико-философский О. (у М. М. Пришвина) и т. п.

Бывает О. по преимуществу публицистический, выражающий злободневный интерес к определённому состоянию или тенденциям развития социальной жизни. Такие О. часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображаемую жизнь (напр., очерковые циклы «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли» Г. И. Успенского или «Районные будни» В. В. Овечкина). Но бывает О. и чисто документальный, точно воспроизводящий реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого истолкования или оценки автора; такой О. обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи только его и считают подлинным О., а специфическим жанровым признаком О. — документальность. По композиции О. очень различны: они могут состоять из эпизодов, связанных лишь внешней, причинно-временной последовательностью, из описаний жизни общества и природы, из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам нередко вводится образ рассказчика, описывающего встречи и разговоры с героями, передающего свои наблюдения, впечатления, обобщения («Деревенский дневник» Е. Я. Дороша, очерки П. Н. Ребрина).

Расцвет очеркового творчества в истории национальных литератур обычно возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом старых общественных отношений, возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы. Так было в Англии в 1‑й половине XVIII в., когда в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в 40‑х гг. XIX в., когда в условиях кризиса крепостничества передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетенности низов. Художественный и художественно-публицистический О. стал тогда одним из ведущих жанров; Н. А. Некрасов выпустил сборник «физиологических» (т. е. изучающих внутренние процессы общественной жизни) О. натуральной школы. Вся демократическая литература до 80‑х гг. увлекалась О., и даже сатирические «обозрения» М. Е. Салтыкова-Щедрина и многие поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединенных единством их социально-политической «нравоописательной» проблематики. И в дальнейшем демократические писатели во главе с В. Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру.

В советской литературе и публицистике О. — весьма распространенный жанр. Развивая различные содержательные и композиционные формы, советские очеркисты в своих лучших произведениях (в их числе очерки В. В. Маяковского, Л. М. Рейснер, Д. А. Фурманова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Ильина, М. Е. Кольцова, Г. Н. Троепольского, В. Ф. Тендрякова, Г. Г. Радова, В. А. Солоухина, Ф. А. Абрамова, М. С. Шагинян, В. М. Пескова и многие др.) совершенствуют основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос проблемности и исследования жизни.

Литература:
Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957;
Якимович Т., Франц. реалистический очерк. 1830—1848 гг., М., 1963;
Глушков Н. И., Очерк в рус. литературе, Ростов н/Д., 1966;
Алексеев В. А., Рус. сов. очерк, Л., 1980;
Канторович В., Заметки писателя о совр. очерке, 2 изд., М., 1973.

Г. Н. Поспелов.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Синонимы:

Смотреть что такое "ОЧЕРК" в других словарях:

  • очерк — очерк, а …   Русский орфографический словарь

  • ОЧЕРК — Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… …   История слов

  • Очерк — литературный жанр, отличительным признаком к рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего… …   Литературная энциклопедия

  • ОЧЕРК — ОЧЕРК, очерка, муж. (книжн.). 1. Контур, очертание. «Не подходи: обведена волшебным очерком она.» Баратынский. «Как нежны очерки лица и шеи белой.» Мей. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего нибудь… …   Толковый словарь Ушакова

  • очерк — Набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. эскиз... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. очерк набросок, абрис, эскиз, этюд, контур, книга; скетч, рисунок, силуэт, история,… …   Словарь синонимов

  • ОЧЕРК — 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления …   Большой Энциклопедический словарь

  • Очерк — 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; 2) публицистические, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и… …   Энциклопедия культурологии

  • очерк —     ОЧЕРК, эссе …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОЧЕРК — ОЧЕРК, а, муж. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого н. вопроса. О. русской истории. | прил. очерковый, ая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • очерк — очерк, мн. очерки, род. очерков (не рекомендуется очерка, очерков) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • очерк — эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Рубрика: роды и жанры литературы Род: публицистические жанры + эпические жанры Вид:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

Другие книги по запросу «ОЧЕРК» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»